Каждый год у меня со студентами-первокурсниками происходит примерно такой диалог:
– Приведите пример грамматического правила любого языка: русского, известного вам иностранного, можете сами придумать язык и сформулировать правило грамматики для него.
– Жи-ши пиши с буквой и, – ответ неизменен.
– Объясните, почему вы считаете это правило грамматическим?
– Ой, это правило орфографии…
* * *
Почему же мы часто слышим, как орфографические правила называют грамматическими, и что же такое грамматика?
Заглянем в словари. В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой находим слово грамматика и производное от него грамматический, а также следующую группу слов (слова, исторически родственные, но не связанные с языком, выписывать не будем): грамота, грамотёшка (унич., прост.), грамотей и грамотейка, грамотка, грамотный, грамотность. Давайте посмотрим на их значения.
Грамота. 1. Умение читать и писать. 2. Официальный документ. 3. В старину: документ, письмо.
Грамотей. Устар. и ирон. Грамотный человек.
Грамотка. В старину: частное письмо, записка.
Грамотный. 1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области. 3. Выполненный без ошибок, со знанием дела.
Нетрудно заметить, что «в центре» этой группы находится слово грамота, от которого образованы все остальные. Грамота, по свидетельству этимологического словаря, – древнерусское заимствование из греческого языка, отмечающееся в русских памятниках с 11 века. В древнегреческом языке gramma – «буква», а также «запись», а grammata – форма множественного числа этого слова, которая имела и значение «чтение и письмо». Более поздним заимствованием из греческого языка (отмечается с 15 века) является древнерусское слово грамотей. В греческом языке grammateus было образовано с помощью суффикса от уже известного нам gramma. В древнерусском языке слово изменило свой внешний облик и под влиянием слов типа богатей в нём стал выделяться суффикс -ей. Изменилось и его значение: если в греческом языке grammateus – «писец, переписчик, секретарь», то в древнерусском грамотей – «книжник, образованный человек». Интересно, что в греческом языке было и слово grammatista – «учитель грамоты в начальной школе». Раз речь идёт о начальной школе, то, конечно, grammatista учил прежде всего графике (начертанию букв) и орфографии (правилам выбора букв), т.е. тем самым «чтению и письму».
В толковании слова грамотный обращает на себя внимание формулировка «умеющий писать грамматически правильно, без ошибок». Без каких ошибок? Конечно, у грамотного человека не должно быть никаких ошибок: ни орфографических, ни грамматических, ни каких-либо ещё. Что хотели сказать авторы словаря, осталось неясным. Но слово писать (а не говорить и писать) наталкивает на мысль об ошибках в первую очередь орфографических и пунктуационных, свойственных письменной речи. Грамматические же ошибки можно допустить не только на письме, но и в устной речи.
Так что же такое грамматика? По происхождению слово тоже греческое и тоже восходит к слову gramma «буква». Греческое словосочетание grammatike techne, которое трансформировалось в современное грамматика (grammatiса) переводится как «письменное искусство», однако его современное значение никак не связано с письменностью.
Грамматика. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. 3. Книга, описывающая этот строй.
Такое толкование дано в словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Нас здесь интересует первое значение. Его можно определить иначе: грамматика – это совокупность правил соединения языковых единиц друг с другом. Например, прилагательные в русском языке согласуются с существительными (т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, от которых они зависят). Поэтому молодой врач – правильно, а молодая врач – неправильно, ведь врач – существительное мужского рода. Попробуйте согласовать форму женского рода прилагательного молодой с существительным мужского рода врач в косвенных падежах: *у молодой врача, * к молодой врачу, *за молодую врача, *с молодой врачом, *о молодой враче? Это и есть нарушение правила грамматики. Другое грамматическое правило: числительные в русском языке склоняются, т.е. изменяются по падежам, например: распорядиться тремя миллионами девятьюстами девяноста семью тысячами двумястами сорока четырьмя рублями.
Получается, что для того чтобы грамотно писать, правила грамматики необходимы (если, конечно, мы создаём собственные тексты, а не переписываем уже готовые), а вот для того чтобы грамотно (грамматически правильно) говорить, совершенно не обязательно уметь читать и писать (ребёнок, ещё не учившийся грамоте, без труда создаёт речевые произведения на родном языке в полном соответствии с правилами грамматики этого языка).
Попробуйте сами догадаться, что изучает наука грамматология.
Примечание. Для написания греческих слов используются буквы латинского алфавита.
Комментариев нет:
Отправить комментарий