вторник, 12 марта 2013 г.

Три смелых зверолова


Мы возобновляем публикации в блоге кафедры. Автор сегодняшнего поста – доктор филологических наук Людмила Ивановна Горбунова.

Три смелых зверолова
Охотились в лесах.
Над ними полный месяц
Сиял на небесах.
– Смотрите, это – месяц!
– Зевнув, сказал один.
Другой сказал: – Тарелка! –
А третий крикнул: – Блин!

Как известно, в каждом языке несколько сотен тысяч слов. Чтобы сказать о предмете, надо из всего словарного состава языка выбрать его название. Да так, чтобы выразить именно то, что хочешь. А как это происходит?


Вот перед нами объект. Мы рассматриваем его и видим, что это прямоугольник, сделанный из красного картона, с логотипом магазина и надписью 5%. Что же это? Кто-то скажет: «Картонка». Другой назовет иначе: «Картинка». А я выберу слово нечто. Почему такие разногласия? Дело в том, что каждый участник эксперимента из всех признаков предмета обратил внимание только на тот, который представляется важным в данный момент. Например, для девушки, собирающейся в магазин, значима именно функция этого предмета, а вот все остальные признаки безразличны. Далее человек соотносит этот важный признак или признаки со своими знаниями о мире, с той совокупностью понятий, которая имеется в его сознании, и относит требующий называния предмет к определенному классу объектов, обладающих этим признаком. В нашем случае – к классу объектов, дающих право на скидку в магазине. Далее говорящий обращается к своему знанию языка: «А как такие объекты называются в моем языке?» В русском языке найдется словосочетание дисконтная карта, в английском discount card, в немецком Rabatt-Karte. Имя предмету присвоено.
А теперь один из моих любимых примеров. Мама привела дочь 2,5 лет в нерпинарий. Девочка посмотрела на нерпу и сказала: «Мама, смотри: киса». Почему она выбрала именно это слово? Думается, причина не в незнании языка, а в том, что у ребенка пока не было информации о таком виде животных, как нерпа. (В научной статье я бы написала: «не сформировано понятие нерпа»). Девочка осмотрела животное, нашла в нем некоторые признаки и сопоставила их со своими знаниями о мире. Она подумала: «На кого похоже это новое животное? У него круглая голова, усы, милое выражение «лица». Да это же она!» Так нерпа была включена в один из известных ребенку 2-3 лет классов животных – кошек. В словаре, которым владеет девочка, этот класс называется киса.
Так в речевой деятельности реализуется связь языка и мышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий