воскресенье, 28 октября 2012 г.

Визуализация современного письма

Современная русская графика для отражения на письме структурной, смысловой и интонационной расчленённости речи наряду с 33 буквами предполагает использование небуквенных графем, т.е. единиц письменной речи, которые выполняют формо- и смыслоразличительную функции. К таким единицам относятся знаки препинания, арабские и римские цифры, знаки и символы других наук, апостроф, знак ударения, эмотиконы (смайлики) и т.д.

Поэтому вряд ли может удивить появление слогана FESTИВАЛЬ ПАСТ%, где буква Ы заменена похожим на неё в графическом отношении знаком процента %: основное содержание рекламы ресторана - описание скидок в 15%, 20% и т.д. на блюда итальянской кухни (спагетти, паста и т.п.).
Такой способ записи называется инфографикой, под которой понимается любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Другими словами, инфографика - визуальное представление информации, использующееся для её быстрой и чёткой передачи.
Подобный тип информирования не является новым. На кадрах кинохроники или фотографиях и иллюстрациях, зафиксировавших эпоху дореволюционной России, можно увидеть, что на вывеске лавки булочника изображён калач, лавка сапожника опознаётся нами по рисунку или муляжу сапога и т.п. Такая практика наглядного изображения была связана со стремлением сообщить не всегда умеющему читать потребителю о характере предоставляемых услуг и сфере деятельности какого-либо предприятия.
В XXI веке становится актуальным новый тип визуальной передачи информации, который представляет использование в структуре слова компонентов, не относящихся к графическим средствам языка.
В качестве примера можно привести известное многим иркутянам кафе "Поварёшка", в названии которого буква Р выполнена в виде разливательной ложки (половника, поварёшки), а также суши-бар "Сушилка" (оставим без комментариев присутствие на месте буквы Л изображения бельевой прищепки вместо логичного изображения палочек для еды - традиционного столового прибора в Восточной Азии).
Употребление таких наименований может быть обусловлено как падением общего уровня грамотности населения, так и рекламными целями составителей текстов. Чтобы не нарушать закон об авторском праве и не рекламировать заведения г. Иркутска, проанализируем причины использования неграфических средств в названиях двух заведений из других населённых пунктов Российской Федерации.



Если в случае со словом ОПТИКА можно говорить о простом привлечении внимания за счёт разнообразия внешнего облика названия (включение в букву О изображения очков), то в отношении слова ФОРПОСТ следует отметить актуализацию дополнительных смыслов и выстраивание ассоциативного ряда. Ведь форпост - это не только передовой пост охраняющих частей, но и УКРЕПЛЁННЫЙ пункт на границе, а башней, под которую стилизована буква П, называется как высокое строение, так и БРОНИРОВАННАЯ вышка. Тем самым использование в структуре слова неграфических средств (образ башни) подчёркивает надёжность и солидность рекламируемой фирмы. Такое совмещение нескольких смыслов в одном языковом знаке позволяет говорить о высокой речевой культуре авторов номинации, что проявляется в талантливом и понятном адресату обыгрывании названия.

Хочется, однако, верить, что подобная визуализация письма не приведёт в итоге к появлению карикатурного телефона будущего, на клавишах которого вместо цифры 4 изображена ладонь с четырьмя отогнутыми пальцами, вместо цифры 5 - ладонь с пятью пальцами и т.д.